Український науковий журнал

ОСВІТА РЕГІОНУ

ПОЛІТОЛОГІЯ ПСИХОЛОГІЯ КОМУНІКАЦІЇ

Університет "Україна"
Всеукраїнська асоціація політичних наук (ВАПН)

Успех и успешность как дискриптор здоровой молодой личности





Галина Мазилова, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии КЭГИТНУ им. В.И. Вернадского

УДК 159.930.1

 

Статья посвящена проблемам «успеха» и «успешности». Адекватные критерии успешности — самореализация, самоэффективность и ответственность. Сложное интегральное свойство личности, обеспечивающее ее здоровье — ответственность — детерминанта переживания успешности.

Ключевые слова: успeх, успешность, критерии успешности, самореализация, самоэффективность, ответственность

 

Стаття присвячена проблемам «успіху» та «успішністі». Найбільш адекватні критерії — критерій самореалізації, самоефективності і відповідальності особи. Складна інтегральна власність особи — відповідальність — особиста детермінанта переживання успішності, яка забеспечує здоров’е особистості.

Ключові слова: успіх, успішність, критерії успішності, самореалізація, самоефективність, відповідальність

 

This article is devoted to the definition of the terms «success» and «succession» and the investigation of this problem in the context of criterions of succession. We considered external and internal criterions of succession. The most adequate criterions are: self-realization, self-effectiveness and responsibility. Responsibility is scrutinized as motive mechanism inducing a man to permanent self-improvement and self-development. It is the personal determinant of experience of the succession. It helps person be healthy.

Key words: success, succession, criterions of succession, self-realization, self-effectiveness, responsibility

 

Современное общество нуждается в особом типе здоровой личности, которая не просто приспосабливается к существующей реальности, а стремится к достижению успеха, проявляя активность и ответственность, стремится изменять объективное положение вещей в частной и в социальной жизни, быть субъектом своей жизни, обеспечивая тем самым личностный и социальный прогресс. Молодежь, стремящаяся и достигающая результатов, составляет необходимый ресурс развития общества. В связи с этим актуальна разработка проблемы успеха, условий его достижения, успешной личности у молодежи. Экономические и социальные преобразования привели к осознанию важности успеха и личностных качеств успешности как для конкретной личности, так и для здорового общества в целом.

Исследования личностных предпосылок успешного поведения в конкретных сферах жизни не обеспечивают целостного понимания роли успеха в жизнедеятельности здоровой личности и механизмов, обеспечивающих достижение и переживание успеха. В связи с этим особую значимость приобретает изучение представлений об успешном человеке. Таким образом, актуальность исследования обусловлена социальной и личностной значимостью успеха и практической важностью развивающих и тренинговых программ для формирования здоровой личности.

Цель исследования — рассмотреть представления об успехе, успешности, условиях достижения успеха, определить прототипы реального и идеального успешного человека, рассмотреть здоровье и ответственность как личностные детерминанты представлений об успешном человеке.

Рассмотрение проблемы успеха и факторов, влияющих на его достижение, в зарубежной и отечественной психологии имеет свою специфику. Так, в зарубежной психологии проблема разрабатывалась в течение всего XX века многими школами и направлениями, а именно: в рамках гуманистической психологии (А. Маслоу [5], К. Роджерс [13]), в социально-когнитивной теории (А. Бандура [1]), в индивидуальной психологии (А. Адлер [10]), в исследованиях конкретной деятельности (К. Левин [4], Д. Мак-Клелланд [12] и др. Успех в Украине долго не выступал ценностью ни для общества, ни для науки, была ориентация на «уравнивание», деиндивидуализацию. Современность же требует нового типа здоровой личности — успешной, в связи с этим понятия «успех» и «успешность» требуют глубокой разработки. Понятие успеха в отечественной литературе рассматривается в нескольких аспектах. Во-первых, это достижение определенного результата, который оценивается личностью как значимый (объективные показатели достижений и их субъективная оценка). Во-вторых, под успехом понимается общественное признание достижений человека (социальный, нормативный аспект успеха). В-третьих, под успехом понимается удача в достижении чего-либо, что соответствует отечественной ментальности. В Толковом словаре С. Ожегова и Н. Шведова успех понимается как «удача в достижении чего-нибудь, желательный исход дела» [6, с. 840]. Отождествляются понятия успех и удача, поэтому человек больше ориентирован на благоприятное стечение обстоятельств, нежели на собственную активность и трудолюбие. Современные исследования трактуют успех как определенный уровень достижений; как позитивный результат деятельности субъекта по достижению социально значимых целей; как форму самореализации и саморазвития [2, с. 438]. Л. Дементий различает понятия успех и успешность. В понятии успех фиксируются объективные достижения в конкретной деятельности и в жизни в целом. А понятие успешность отражает субъективное переживание достижения успеха и связывается с ре зультативностью собственной деятельности, с продуктивностью усилий личности [3, с 49]. Г. Тульчинский выделяет четыре основные формы успеха: 1) успех-популярность — социальное признание, степень одаренности человека; 2) успех-признание авторитетными экспертами, которыми могут быть члены семьи, друзья, коллеги; 3) успех-преодоление и самопреодоление проблем и противоречий жизни за счет способностей и воли (самооценка и самоуважение); 4) успех-призвание — удовлетворение личности приносит деятельность, которая является источником самореализации личности [9].

В зарубежной психологии выделяют четыре подхода к проблеме: философский подход, где успех связан со смыслом жизни, культурно-антропологический подход, в котором успех сфокусирован на социокультурной обусловленности достижения успеха, социологический и психологический подходы. Психологический подход рассматривает успех как самореализацию и самоактуализацию (К. Юнг [11], А. Адлер [10], А. Бандура [1], А. Маслоу [5], К. Роджерс [13]) и как мотивацию достижения, уровень притязаний (К. Левин [4], Д. Мак-Клелланд [12], др.).

Н. Пряжников утверждает, что общепризнанным символом жизненного успеха являются материальное благополучие, общественное признание, социальный статус, деньги. Однако ориентация только на материальное обогащение приводит к нарушению психологического здоровья [7, с. 213]. Общественное признание — также недостаточный критерий для оценки человека как успешного, так как общественно признанная личность часто разочаровывается, не испытывает удовлетворения. Это приводит к пониманию важности не внешних критериев успешности, а внутренних, субъективных. В качестве основных субъективных критериев успешности можно рассматривать ответственность, удовлетворенность, самореализацию и самоэффективность.

В отечественной психологии второй половины ХХ века разрабатывался вопрос ответственности личности. С. Рубинштейн утверждает, что личность ответственна «за все содеянное и все упущенное», человек должен нести ответственность не только за результат своих действий, но предвидеть результаты этих действий, а также реализовывать не только то, что требует ситуация, но и то, что он мог бы сделать [8, с. 245]. Л. Дементий полагает, что ответственность — ресурсная личностная характеристика, обеспечивает конструктивное отношение к жизни, способность разрешать противоречия и трудности, достигать успеха [3, с. 167]. Ответственность личности как готовность, способность и процесс обеспечения целостности, самостоятельности и эффективности деятельности и жизнедеятельности является определяющей личностной детерминантой достижения успеха и переживания успешности.

В исследовании приняли участие студенты факультетов физической реабилитации и психологии КЭГИ ТНУ 19–22 лет (90 человек). В эмпирическую программу были включены методики, охватывающие параметры проявления личностной успешности: Шкала оценки потребности в достижении Ю. Орлова, Методика незаконченных предложений (модификация Сакса и Леви), Метод исследования представлений Х. Азумы и К. Кашиваги (адаптация М. Воловиковой), Тест «20 утверждений» (M. Kuhn, T. McPartland). Применялись критерии вариационной статистики Колмагорова-Смирнова, многофункциональные критерии Фишера, Пирсона, Розенбаума, факторный анализ.

Нами получен список дескрипторов успеха и успешности. Чаще всего «успешность» описывается через «достижение поставленных целей» (46,8%), 24,8% испытуемых подчеркивают, что успешность — умение достигать цели. Выделены группы определений успешности. В первой группе фиксируются карьерный рост, общественное признание, материальная обеспеченность, статус, авторитет, престижная работа. Во второй — целеустремленность, старательность, настойчивость. В третьей — условия, способствующие успеху — стечение обстоятельств, здоровый образ жизни, умения реализовывать способности, достигать цели, решать проблемы, самосовершенствоваться. Дифференцирующие характеристики понятий успех и успешность представлены в табл. 1. Универсальными являются реализация своих способностей и возможностей, удовлетворенность жизнью, карьерный рост.

 

При анализе факторов с высокой частотой встречаемости представления об условиях достижения успеха свидетельствуют об установке большинства испытуемых на личностные, а не внешние ресурсы.

Исследование особенностей представлений об успешном человеке происходило через выявление характеристик идеального и реального успешного человека. В выявленных дескрипторах успешный человек — это целеустремленный (73,2%), общительный (64,2%), умный (60,6%), обеспеченный (53,6%), ответственный (43,4%). Критерием успеха выступают: общительность, интеллектуальность, ответственность. Выделены девять факторов, описывающих 83,8% информации, которые можно рассматривать как типы представлений об успешных людях, (табл. 3, 4).

 

Первый фактор, описывающий 26,6% информации, был назван «фактором личной ответственности». В исследуемой выборке данный фактор занимает ведущее место. Успешный человек — это тот, кто проявляет ответственность, инициативность и независимость, гармонично сочетает требования и возможности, умеет планировать; самосовершенствуется.

Второй по значимости (16,8% дисперсии) фактор — «семейное благополучие — дружба» означает, что с точки зрения обыденного человека в идеале успешная личность должна ориентироваться либо на семью и детей, либо на организацию дела. Это соответствует нашей ментальности.

Третий фактор (дисперсия 10,2%) — «политик — известность». В обыденных представлениях должность политика рассматривается как высшая ступень карьеры, ассоциируется с успехом. Считается, политиком человек становится благодаря «связям», помощи других, удаче, т.е. не только внутренним, а и внешним атрибутам. Выделяются характеристики, объединяющие социально неодобряемые качества, но приводящие к успеху.

При описании идеального успешного человека акцент, в первую очередь, делается на личностных характеристиках, на способах достижения успеха, чем на его проявления (1 фактор). Но в целом обыденный человек ориентирован в своих представлениях не только на внутренние способности, активность личности, но и на внешние социально-признанные показатели успеха (3 фактор). Присутствуют такие факторы, в которых объединены социально неодобряемые, но приводящие к успеху качества (5 фактор).

Изучение представлений о реальном успешном человеке выявило перечень дескрипторов. Для успешного человека характерны: материальная обеспеченность (67% испытуемых), наличие семьи (66,2%), карьерный рост (57,8%), достижение поставленных целей (57,8%), наличие престижной работы (50,8%), высокий социальный статус (50%), наличие детей (44,2%), статус руководителя предприятия (39,6%), наличие своего бизнеса (38,2%). Данные показывают, что показателями успеха реальной, а не идеальной ситуации являются внешние, социально-значимые достижения. Данный факт объясняем тем, что внешние показатели объективно более доступны.

 

Факторный анализ выявил прототипы реального успешного человека. Факторы описывают 71% информации, основные представлены в табл. 5.

Наиболее выраженный фактор — «статус в обществе» (27,4% дисперсии). Наиболее распространенный прототип успешного человека — это человек, который является руководителем предприятия, имеет высокий социальный статус, материально обеспечен, имеет возможность отдыхать и путешествовать, имеет карьерные достижения, «связи», бизнес, собственность. Доминируют внешние показатели и именно на основе внешних критериев оценивается успешность — неуспешность человека.

Вторым по значимости является фактор «личной ответственности» (8,7% дисперсии). Данный фактор в отличие от предыдущего, наоборот, включает в себя только личностные характеристики и показывает зависимость достижения успеха от способностей и активности личности.

Третий тип — «эффективное совмещение работы и семьи» (7,7% дисперсии). Фактор включает в себя как внешние признаки успешности, так и внутренние, и в нем связывается успешность с удовлетворенностью. Менее значимые факторы представлены в табл. 6.

 

Таким образом, в общественном сознании представлены разные прототипы успешной личности. Выделены два наиболее распространенных прототипа реальной успешной личности, противоположных по своим характеристикам: прототип, который описывается исключительно внешними, социально-признанными показателями успеха, и прототип, характерными чертами которого являются исключительно личностные характеристики. Меньше представлен прототип, сочетающий полярные характеристики.

Сравнительный анализ представлений об идеальном и реальном человеке показывает, что представления о реальном человеке являются более комплексными. Именно они выступают в качестве регулятора межличностных отношений и влияют на процесс социализации. Признание, высшее образование, работоспособность, самореализация, самодостаточность, самостоятельность, способность планировать деятельность, старательность, проявление заботы о других и удовлетворенность являются универсальными критериями для оценки как идеального, так и конкретного успешного человека. Идеальный успешный человек описывается характеристиками: политик, президент, современный, хитрый и т.д. При этом выявлена закономерность: 76% характеристик идеального успешного человека относятся к личностным особенностям, тогда как 71% характеристик реального — к внешним показателям. Это подтверждает то, что при оценке успеха конкретной личности в процессе социального познания человек опирается на внешние атрибуты успеха.

Выводы. 1. В качестве критериев успеха и успешности выделяются внешние и внутренние характеристики.

2. Наиболее значимыми внутренними критериями успешности выступают самореализация, самоэффективность и ответственность личности.

3. Одной из личностных детерминант, определяющих достижения успеха и переживания успешности является ответственность как готовность и способность соотносить необходимое и желательное индивидуальным и оптимальным способом, одна из определяющих личностных детерминант достижения успеха, переживания успешности и выработки стратегий поведения в ситуациях достижения.

4. Выделено 9 факторов идеальной успешной личности: «личная ответственность», «семейное благополучие», «политик-известность», «добропорядочность», «расчетливость», «бизнесмен-руководитель», «тактичный интеллигент», «целеустремленный», «интеллектуал».

5. Выявлено 9 факторов реального успешного человека: «статус в обществе», «ответственность», «работа и семья», «лидерство», «инициатива», «добропорядочность», «воля», «признание», «предприниматель».

6. Большинство испытуемых ориентированы на внутренний успех.

7. Здоровье является одной из важнейших характеристик как идеального, так и реального успешного человека.



Номер сторінки у виданні: 271

Повернутися до списку новин