Український науковий журнал

ОСВІТА РЕГІОНУ

ПОЛІТОЛОГІЯ ПСИХОЛОГІЯ КОМУНІКАЦІЇ

Університет "Україна"
Всеукраїнська асоціація політичних наук (ВАПН)

АЛЬТЕРНАТИВНИЙ ШЛЮБ ЯК ФАКТОР ГОТОВНОСТІ СТУДЕНТСЬКОЙ МОЛОДІ ДО СІМЕЙНОГО ЖИТТЯ





                Елена Кашуба, старший преподаватель кафедры физического воспитания

Донецкий государственный университет управления

УДК 347.62

 

У статті розглядаються причини позитивного ставлення до альтернативного шлюбу серед студентської молоді. Визначено, що традиційний вид шлюбно - сімейних стосунків для студентів є пріоритетним.

Ключові слова: студенти, альтернативний шлюб, офіційний шлюб, сім'я.

 

В статье рассматриваются причины положительного отношения к альтернативному браку среди студенческой молодежи. Определено, что традиционный вид брачно"семейных отношений для студентов является приоритетным.

Ключевые слова: студенты, альтернативный брак, официальный брак, семья.

 

The article discusses the reasons for the positive attitude towards the alternative to marriage among young students. Determined that the traditional view of marriage and family relationships for students is a priority.

Key words: Students, alternative marriage, formal marriage and family.

 

Актуальность. Процессы, возникшие в нашем обществе под влиянием политических и экономических преобразований, незаметно поменяли идеалы общества и непосредственно семьи (как малой социальной группы). Высокий уровень разводов, тенденция роста альтернативных форм брачно - семейных отношений делают актуальным поиск путей стабилизации семьи и соответствующего подхода к ее созданию, формирование у молодежи представлений о будущей семье [1, с. 71].

В украинском обществе альтернативный брак стал фактом распространения и признания среди студенческой молодежи, удовлетворяющий брачных партнеров своей облегченной формой взаимообязательств. Особенно это актуально в период ранней юности, потому что именно в этом возрасте возникают предпосылки для создания семьи (потребность в любви, сексуальная ориентация, независимость от родителей в выборе супруга и решение жениться), и соответственно вопросы и проблемы, требующие решения и научно обоснованных ответов [2, с. 6]. Особенно остро эта проблема стоит сегодня в связи с нивелированием многих ценностей и поиском молодежью новых идеалов, таким образом, потребность в совершенствовании системы подготовки молодежи к созданию семьи и недостаточная разработанность в психолого - педагогической литературе обусловили выбор темы нашего исследования.

Анализ источников. Молодых людей невозможно считать подготовленными к браку, если у них не сформированы четкие представления о том, для чего они женятся, чего ждут от будущей семьи. Проблемы «представления о семейной жизни» исследования в работах В. Ф. Петренко, А. П. Чернова, А. Г. Шмелева. О подготовке молодежи к семейной жизни идёт речь в работах И. С. Волги, Т. В. Говоруна, И. С. Голода, В. П. Горелика, И. В. Гребенникова, С. В. Ковалева, А. Г. Харчева. В них освещались проблемы современной семьи, вопросы о формировании сімейно - брачных отношений, типологии функций семьи.

Ряд авторов считают, что семья расположена на перекрестке личностного и общественного слоев жизнедеятельности человека, обуславливает взаимозависимость функций личности с функциями социума, которые выполняют брак и семья (В. Кравец, М. Кузнецов).

Из существующих классификаций брачно - семейных отношений наиболее приемлемой для нашего исследования является классификация по критерию ориентации на общественные стереотипы, распространенные в обществе. По этому критерию выделяются традиционный и альтернативный браки. Традиционный брак - брак, который ориентируется на общепризнанные общественные нормы, на принятые в обществе стереотипы. Альтернативный брак - это брак, который ориентируется на личностные потребности каждого партнера, даже если они вступают в противоречие с общепризнанными общественными нормами.

Целью данной статьи является исследование наиболее предпочтительных форм брачных отношений среди студенческой молодежи.

Результаты исследования. Последние десятилетия XX века ознаменовались значительными изменениями в сфере сімейно - брачных отношений. Трансформация семьи, ее переход от «традиционного» типа к «современному» сопровождается также ростом альтернативних форм семейных отношений, в число которых входит и сожительство или альтернативный брак.

Разнообразие терминов, которые используют разные авторы относительно гражданського брака (М. Босанац, К. Витек, В. Кравец и др.), приводит к проблеме определения этой формы брачно_семейных отношений. В понятие «альтернативный брак», под которым мы понимаем более или менее длительный союз между неженатым мужчиной и незамужней женщиной, характеризуется ведением совместного быта, в котором предусматривается верность партнеров, совместная забота о детях, возможность материального обеспечения одного партнера другим [3, с. 53].

В украинском обществе все больше людей предпочитают не вступать в брак в самом начале своих отношений, не сразу юридически оформлять (или совсем не оформлять) отношения. По - видимому, такие формы брачно - семейных отношений предполагают лучшие возможности для познания жизни, адаптации партнеров друг к другу и к будущей семейной жизни, облегчают разрыв не сложившихся или негармоничных отношений [4, с. 42].

Причиной кризиса или прекращения отношений после проживания в альтернативном браке вовсе не банальная «несовместимость характеров», а сам факт наличия брака. Альтернативный брак, в подавляющем большинстве случаев, заранее запрограммирован на распад, легкость его образования и предельная элементарность прекращения сожительства как бы подразумевает, что это «просто эксперимент».

В ходе исследования для выявления отношения к альтернативному браку и специфики его проявления в молодежной среде был проведен анкетный опрос студентов Донецкого государственного университета управления c первого по пятый курс. Применение метода анкетного опроса было направлено на выявление степени распространения и отношение к альтернативному браку, как относительно других, так и себя лично, так как именно в период молодости формируются представления и ценностные ориентации относительно брачно - семейных отношений, которые возможно через несколько лет отразятся на брачном поведении. Применение данного метода наилучшим способом отвечает целям исследования и специфике исследуемой проблемы. В ходе исследования было опрошено 428 студентов. На момент исследования среди опрошенных студентов 4% находятся в зарегистрированном браке, 9% живут в альтернативном браке и 87% не имеют никакого вида брачных отношений.

Анализ полученных данных позволил установить, что 68% от общего числа опрошенных позитивно воспринимают альтернативный брак. Негативно к нему относятся 27%. Одинаково или никак к данному виду браку относится 4% и затруднились ответить 1%.

Основной причиной положительного отношения студентов к альтернативному браку является «проверить отношения, чувства или партнера» - 43%. Второй по популярности ответ «штамп не имеет никакого значения» - 19%. Далее следуют ответы «меньше ответственности и обязательств» - 13%, «личный выбор каждого» - 9%, «определенная самостоятельность» - 6%, «это предварительный этап перед официальным браком» - 3%, «нет связи между партнерами и можно уйти в любой момент» - 3%. Несмотря на положительное отношение к такому виду брака, 2% из опрошенных считают, что «брак все равно должен быть узаконен», и 2% затруднились ответить на поставленный вопрос.

Если сравнивать отношение к альтернативному браку по половой принадлежности, то здесь мы наблюдаем одинаково позитивное отношение к такому социальному явлению - 69% у юношей и 67% у девушек, а вот причины такого отношения разные (табл. 1).

Позитивное отношение к альтернативному браку на первых трех курсах оказалось выше, чем на четвертом и пятом курсах, а негативное, наоборот (рисунок).

Главной причиной для студентов, которые негативно относятся к альтернативному браку, выступает убежденность в том, что «брак должен быть узаконен» - 41%. В таком виде брака «меньше обязательств и ответственности» - 34%, что и порождает их негативную реакцию. Считают негативным, когда «нет связи между партнерами и можно уйти в любой момент» - 18%, «это личный выбор каждого» - 3% и 4% затруднились ответить.

Несмотря на положительное отношение к альтернативному браку, исследование показало, что большая часть студентов являются сторонниками традиционного брака (табл. 2).

Из тех студентов, кто находится в официальном браке - 47% имеют позитивное отношение к альтернативному браку, 53% - отрицательное. Из тех, студентов, которые находятся в альтернативном браке, - 90% положительно относятся к данному браку как социальному явлению. И только 10% считают влияние этого явления отрицательным. У студентов, которые не определились со своим семейным положением, также наблюдается лояльное отношение к альтернативному браку - 66%, отрицательное - 28%, равнодушные к этому явлению - 5% и 1% затруднились ответить.

На один из основных вопросов: «Как вы считаете, в чем причина популярности альтернативного брака?» - на первом месте стоит «желание не брать на себя ответственность» - 37%, «подготовка к официальному браку» - 15%, «нет денег на свадьбу», «легко разойтись» - по 9% каждый ответ, «это модно», «неуверенность в партнере» - по 6%, «это проявление свободы и самостоятельности» - 5%, «изменение отношений между мужчиной и женщиной» - 4% и затруднились ответить - 9%.

На вопрос: «Какова, на ваш взгляд, ответственность людей находящихся в альтернативном браке?» - были получены следующие результаты: ответственность такая, как и в традиционном браке - 16%, высокая - 15%, средняя - 8%, ниже, чем в официальном, - 15%, низкая - 28%, нет никакой - 7%, зависит от человека - 8% и затруднились ответить - 3%.

Причины, которыми руководствовались респонденты, определяя уровень ответственности в гражданском браке, следующие: все как у официальных партнеров - 26%, жизнь без прав и обязанностей -12%, менее обязанностей и ответственности - 10%, считают себя свободными - 11%, возможность уйти в любое время - 5%, юридически не закреплена ответственность - 12%, все зависит от человека, отношений - 18% и затруднились ответить на вопрос - 6%.

На вопрос: «Можно ли назвать мужем и женой людей, живущих в незарегистрированном браке?» - были получены следующие ответы: «можно» ответили - 46%, «нельзя» - 51% и затруднились ответить - 3%. В исследовании обнаружена прямая связь между семейным положением респондента и его решением по поводу ролей в альтернативном браке (табл. 3).

Мы провели анализ результатов и выяснили, какой вид брака студенты выбирают для себя. Традиционный брак выбирают 66% опрошенных, альтернативный брак - 12%, визначально альтернативный, а затем официальный - 6%, неважно, в каком виде брака находиться - 9% и затруднились ответить - 7%.

Причины выбора того или иного вида брака таковы: те, кто выбрал для себя традиционный брак как приоритетный, сделали это потому, что их принципы и воспитание не позволяют сделать иначе - 42%, считают, что традиционный брак более надежный и законный - 22%, жизнь именно в таком браке для них будет лучше - 16%, такой брак несет больше ответственности - 11%, все зависит от ситуации - 2% и затруднились ответить - 7%.

Респонденты, выбравшие незарегистрированный брак как наиболее приемлемый для себя, считают, что это лучший способ узнать друг друга - 27%, считают, что так будет лучше для них самих, - 23%, меньше формальностей - 15%, альтернативный брак привлекает тем, что имеет меньше обязанностей, - 12%, альтернативный брак, как пробный вариант выбирают - 8%, выбор зависит от ситуации - 7% и затруднились ответить - 8% .

Среди тех, кто выбрал незарегистрированный брак с переходом в официальный, 38% думают, что это «хороший способ узнать друг друга». 31% респондентов считают, что такой вариант будет для них лучшим, 19% считают, что все зависит от ситуации, 8% воспринимают это как пробный вариант и 4% считают, что такой переход более надежный.

Среди студентов, которые в настоящее время живут в незарегистрированном браке, 36%, все равно хотели бы жить в пределах официального брака, 23% устраивает жизнь в альтернативном браке, 18% выбирают сначала незарегистрированный, а затем официальный, 13% безразлично в каком браке они находятся и 10% затруднились ответить.

Из тех, кто еще не в браке, 68% хотели бы, чтобы это был официальный, 11% устроит гражданский брак, 5% хотели бы испытать оба варианта, 8% безразлично и 7% затруднились ответить.

Выводы. Исследование позволило установить, что большинство опрошенных не считает людей, пребывающих в браке супругами, хотя они положительно относятся к альтернативному браку.

Семейное положение студентов является важным критерием при выборе вида брака и отношения к альтернативному браку. Так, даже те, кто находится в альтернативном браке, хотіли бы сменить его на официальный, как наиболее приемлемый для себя вид отношений.

Альтернативный брак студенты рассматривают как пробную или предварительную попытку построения семейных отношений. Это говорит о том, что образовательные и семейные институты, к сожалению, не выполняют или плохо выполняют подготовку к браку и семейным отношениям. Естественно молодежь сама приобретает семейные ценности методом «проб и ошибок», и именно в незарегистрированном браке, отсюда и вытекает положительное отношение к такому виду брака.



Номер сторінки у виданні: 185

Повернутися до списку новин